О влиянии перемены крестильных имен на ход генеалогического
исследования
Некоторые генеалогические исследования, связанные с поисками
предков,
заслуживают отдельного описания, потому что вполне относятся
к разряду задач
с трудно решаемыми условиями.
Об одном из них и пойдет речь.
Сложности, связанные с отсутствием или плохой сохранностью
документальных источников, с ограничениями доступа к ним,
и с вытекающими из этого последствиями, а именно с
отсутствием прямых доказательств родства между персонами
искомого рода, можно продемонстрировать на примере
генеалогического исследования рода крестьян Воронцовых,
основателей деревни Полдневка
Ветлужского уезда Костромской губернии.
Несколько слов о том, как распределяются источники, а нас
интересует определенная их категория,
по генеалогии податных сословий, в архивохранилищах
государственных архивов.
Территории бывших губерний неоднократно подвергались
административно-территориальным изменениям,
и в результате сложилась простая
для понимания, как исследователей, так и потребителей архивной
информации система: архивы хранятся по территориальной
принадлежности их фондообразователей.
Например: большая часть Ветлужского уезда Костромской
губернии, в т.ч. с. Широково,
где находилась церковь, прихожанами которой были Воронцовы,
в 1922 г. вошла в состав Нижегородской губернии.
Все архивно-документальные источники, имеющие отношение к
этой территории, были собраны в хранилищах
Государственного архива Горьковской (Нижегородской) области.
Однако исключение составили некоторые фонды губернских
учреждений, благодаря чему в нашем распоряжении
остались ограниченные по количеству, но емкие по
информативности источники.
Это - исповедные росписи Николаевской церкви с. Широково за один год - 1907 в фонде Костромской
духовной консистории и документы 7-ой – 10-ой ревизий на
казенных крестьян Широковской волости
Ветлужского уезда в фонде Костромской казенной палаты.
Хронологический разрыв между источниками составил ровно
полвека: для любого исследования,
особенно генеалогического, срок
очень большой.
Тихон Ипполитович Воронцов, самый ранний из известных
представителей рода, - точка отсчета в поисках.
В исповедных росписях Николаевской церкви с. Широково в части «Военные,
состоящие на действительной службе, отставные и их семейные»
он упоминается отставным рядовым среди
исповедавшихся и причастившихся жителей д. Полдневка (Софьино) Широковской волости Ветлужского уезда
Костромской губернии, главой семьи в возрасте 66 лет, т.е.
1841 года рождения.
Кроме членов семьи Тихона Ипполитова,
его детей и внуков, в исповеди под тем же номером дома или двора №15,
под фамилией Воронцов записана персона по имени Федор
Филиппов, 22 лет.
Очевидно, Федор состоял с главой семьи в достаточно близком
родстве, если доверять названию графы исповеди:
«Военные и их семейные».
В теории факт его
существования может быть доказательством родства с другими персонами рода.
Необходимо обратить внимание на то, что большая часть
жителей Полдневки, учтенных в исповедных росписях 1907 г.,
записаны с фамилией Воронцовы. Самые «старые» по возрасту из
них рождены до отмены ревизий, т.е. до 1858 г.:
это наш Тихон Ипполитов, как мы уже вычислили 1841 года
рождения, Стефан Климентов - 1855 г.р., и Евдокия Климентова - 1849 г.р.
Ревизская сказка на казенных крестьян Полдневки Ветлужского
уезда 1858 г. должна содержать сведения об этих персонах.
Ревизские сказки, документальный результат подушной переписи
населения, были введены в 1713 г.
«для распределения содержания войска по числу ревизских
душ», впоследствии стали повсеместно регулировать и учитывать
платежи подушных податей. Всего было проведено 10 ревизий и
последние из них приходились №9 – на 1850,
№10 – на 1858 гг.
В ревизской сказке 1858 г. Полдневка
Широковской волости Ветлужского уезда значится не
деревней,
а починком, и все казенные души, первые жители Полдневки,
составляли одну семью, известную впоследствии под фамилией Воронцовы.
Из них с исповедной росписью 1907 г. по именам и по возрасту
совпали персоны: Стефан Климентов и Евдокия Климентова.
Филипп Климентов, вероятный отец Федора Филиппова,
присутствовал только в ревизской сказке.
Ни Тихона, которому на момент ревизии должно быть 16-17 лет,
ни его отца Ипполита, среди них не оказалось.
Отсутствие Тихона и Ипполита в ревизии 1858 г. могло иметь
много разных объяснений, но для выбора единственно
правильного необходимо исследовать
более ранние источники.
В поле графы «из того числа выбыло» предыдущей ревизской
сказки по Полдневке 1850 г. есть запись, имеющая
отношение ко всей семье:
«Переведены из д. Полома по
предписанию г. управляющего палатою от 25 мая за №187».
Во главе семьи, как и в ревизии 1858 г., записан Мартьян Авакумов 68 лет и его сыновья: Максим 40 лет,
близнецы Александр и Клемент по 35 лет.
Появляется запись о последнем, младшем сыне Мартьяна Авакумова Иване, который в ревизии 1858 г. по
какой-то причине не учтен.
Его возраст в графе предыдущей ревизии, 1834 г., обозначен
16 лет (1818 года рождения),
а в графе «из того числа выбыло» - запись, объясняющая его
отсутствие в более поздних документах:
«отдан в рекруты в 1838 г.»
Рекрутской повинности подлежали в государстве все те
сословия, которые платили в казну подушную подать, а именно: мещане, казенные,
удельные,
помещичьи крестьяне, дворовые люди, свободные хлебопашцы и
др.
В рекруты забирали людей не моложе 20 лет и не старше 35,
ростом не менее 2 аршин 3 вершков, здоровых и не страдающих
явными недостатками.
По уставу 1831 г. , по которому
забрали Ивана Мартьянова, срок рекрутской службы равнялся 20 годам.
Сельское общество должно было внести в казну деньги на его
прием в рекруты: на обмундирование (на одежду и обувь),
на провиант, на жалованье. Рекрутское присутствие выдавало
виды (название документа) женам рекрут.
Как известно, отданные в рекруты казенные крестьяне, их жены
и рожденные во время службы дети, так называемые кантонисты,
переставали учитываться как казенные податные души, потому
что подушная подать с них снималась,
и переводились из ведения Министерства государственных
имуществ в ведение Военного ведомства.
Именно по этой причине упоминаний об Иване и о возможно
родившихся в рекрутстве его детях в ревизской сказке 1858 г. быть не могло.
По законам солдат полевых и имеющих постоянное
местопребывание войск размещали на квартирах обывателей.
Солдаты имели возможность иметь рядом с собой свою жену и
детей.
В разные времена содержание солдатских жен и детей
оплачивалось то военным ведомством,
то казенным ведомством: «Начальство должно удовлетворять
требование мужей по доставке жен по мере возможности и удобности размещения их,
отпуск же денег на продовольствие и прогоны следует быть от
казенных палат» .
Обратившись к еще более ранним ревизским сказкам уже деревни
Полома, из которой Воронцовы переселились в Полдневку,
а именно 1834 и 1816 гг. узнаем, что у Мартьяна
Авакумова из 6-х детей – две дочери и четверо сыновей,
известных нам как Максим, Александр, Климент
и Иван.
Т.е. сын с именем Ипполит у Мартьяна
Авакумова во всех ревизских сказках так и не появился.
И у нас нет прямых доказательств, что Тихон Ипполитов
Воронцов (с него начиналось наше исследование) является внуком Мартьяна Авакумова и членом семьи,
которую мы исследовали как основательницу починка Полдневка.
В ревизских сказках 1850 и 1858 гг. Тихон Ипполитов не
вписан, хотя к моменту ревизий ему было 9 и 17 лет соответственно.
Причиной, по которой запись о нем отсутствовала, могла быть
той же, что и у Ипполита: Тихон не учитывался как ревизская душа,
платящая подушную подать. Если Вы
помните, Тихон Ипполитов Воронцов записан в той части исповедной росписи,
в которую вносили военных,
отставных, а значит, во времена 9-ой и 10-ой ревизий вполне мог быть кантонистом
и
учитываться по военному ведомству.
Чаще всего солдатским детям было уготовано воспитание в
гарнизонных школах, позже в военно-сиротских отделениях и
кантонистских школах, а после них -
военная служба, величина срока которой зависела от действующего на момент
взятия на службу
Военного устава.
Отсутствие Тихона Ипполитова в
ранних документах 1850 и 1858 гг. как кантониста, совпадает с рекрутством Ивана
Мартьянова.
И нетрудно сделать вывод, что Иван Мартьянов идеально
подошел бы на роль отца Тихона Ипполитова, если имя
первого совпало бы
с отчеством второго.
Попытаемся ответить на вопрос, мог ли ИВАН стать ИППОЛИТОМ?
Всем известно о существовании различных вариантов одного и
того же имени: например, Георгий – Егорий – Егор – Игорь – Юрий,
или Евдокия -Авдотья, или Агриппина - Аграфена
и т.д. Не вдаваясь в особые исследования можно сказать об идентичном звуковом
ряде
во всех трех примерах. Известны несколько иные примеры
перемены имен: члены семьи знали свою любимую бабулю как Марфу,
а обратившись с запросом в архивы об уточнении даты ее
рождения, узнали, что при крещении ей было дадено имя Мария.
И, наконец, третий вариант - яркий пример двух, казалось бы,
совершенно разных имен у одной и той же персоны:
одна из прабабок Розанова Василия Васильевича, по мужу Жадовская, упоминается в разных документальных источниках
то как Прасковья,
то как Матрена с отчеством Андреевна.
Что же общего было между приведенными выше похожими и
совершено разными именами?
Основным документом при выборе имени новорожденному в период
до 1917 г. были святцы. Все многочисленные варианты одного и того же имени
объединялись образом святого, который звался именем, данным
младенцу. В один и тот же день Православная церковь праздновала именины разных
святых:
например Мария и Марфа имели два общих календарных дня: 6-го
февраля поминали сестер Марию и Марфу, дев Азийских,
а 9 июня – Марию и Марфу, мучениц Персидских.
Именины Матрены и Параскевы
совпадали в день 20 марта (мученица Матрона Амисийская
– Понтийская и мученица Параскева Римская).
30 января, в общий день святых Иоанна и Ипатия,
православная церковь отмечала патриарха и Вселенского учителя Иоанна Златоуста
Константинопольского
и священномученика Ипполита Остинского, Римского епископа.
Согласитесь, случай экзотический. Рожденного около 30 января
Ивана-Ипполита, в семье, вероятно, и звали то Иваном, то Ипполитом. На вопрос,
в какой момент
своей жизни Иван Мартьянов был записан в документах
Ипполитом, ответить трудно, но предположить можно.
Скорее всего, это произошло в период военной службы, когда
все бывшие казенные души приобретали новый статус, получали «прочные» фамилии,
обычно распространявшиеся не только на прямых потомков, но и
на большинство представителей рода.
Непростую генеалогическую «задачку» удалось решить,
1) исследуя косвенные признаки родственных связей,
2) привлекая в качестве источников законы Российской
Империи, Православный календарь имен святых,
3) исследуя информацию формуляров архивно-документальных
источников.
Государственный архив Костромской области (ГАКО), ф. 130, оп. б/ш, д. 555
ГАКО, ф. 200, оп.
б/ш, д. 20, ф. 200, оп. б/ш, д. 18, ф. 200, оп. б/ш, д.
204, ф. 200, оп. б/ш, д. 670.
ПСЗ, II, 1831, т. 6, № 4677, с.502
ПСЗ, I, Т. XXXVII, № 28714 с.793-795. 2 августа 1821 г. О высылке солдатских жен к мужьям их.
_____
Евгения Антушева
Руководитель проекта "Архивное дело":
генеалогия, поиск архивных документов,
составление родословных, консультации
http://www.1archive-online.com
mailto:webmaster@1archive-online.com
+972-777-501-051